Духовный аспект военной спецоперации на Украине

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Когда мы размышляем о сегодняшних событиях на Украине, ни в коем случае нельзя исключать духовную составляющую, как это делают некоторые. Жизнь всегда должна быть духовно осмысленной, и особенно в такое поистине апокалиптическое время. Одного патриотизма («кто не заботится о близких своих, тот хуже неверующего») недостаточно, иначе мы должны будем оправдать патриотизм иных православных на Украине, когда они призывают к войне с Россией. Такой патриотизм двусмысленен и духовно опасен.

Конечно, анти-Россия и стоящие за ней агрессивные постхристианские Америка и Запад имеют духовное содержание. Самая великая опасность сегодня — порабощение человечества грехом, разумеется, под знаменем свободы. Эта свобода от заповедей Божиих, утверждение греха Содома под защитой государственного закона все агрессивнее навязывается всем народам. То, о чём Сам Христос говорит в Евангелии как о последних признаках кончины мира, напоминая о временах всемирного потопа при Ное и истреблении огнем Содома и Гоморры при Лоте. Святитель Феофан Затворник писал: «Зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли».

Некоторые говорят, что война — это всегда плохо. Конечно, война — это всегда страшно, но мы знаем, что богоизбранный народ вел жестокие истребительные войны с языческими народами. В этом было послушание воле Божией, Его спасительному Промыслу. Такова вся Священная история. Даже всемирный потоп был проявлением заботы Божией о всем человечестве. Чтобы спасти одну чистую ветвь, нужно было отсечь все остальные, настолько прогнившие, что они могли заразить смертельной болезнью и эту, единственную здоровую. И тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы.

Точно такой же смысл имело истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Если бы не сохранился в человечестве тот остаток, о котором говорит апостол Павел, не явился бы из него Мессия — Христос, Спаситель всего человечества.

Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря Пришествию в мир Христа даже для них среди ада воссиял свет. Об этом говорит апостол Петр в своем Первом соборном послании: «Христос находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» (1 Пет. 3:19). Те из них, кто принял эту проповедь, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Потому так смертельно опасен всякий компромисс с ложью — якобы ради спасения всех, якобы ради Церкви и даже — якобы ради Господа. «Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15:11—12).

Ниже я предлагаю ответы на ряд вопросов, которые задавали мне в последнее время на тему специальной военной операции на Украине.

Сейчас в Европе началась немыслимая травля русских. Мы слышим о небывалых проявлениях русофобии, не сравнимых ни с какими прежними в истории. Но, с другой стороны, откуда такие заявления русских на свою исключительную роль в мире? У кого-то, наверное, возникает желание сравнить эту исключительность с сионизмом или с претензией Америки на мировое господство. Или с безумной фантазией так называемых «укров».

Все помнят и часто цитируют слова Александра Суворова: «Мы русские — с нами Бог!» Но важно понять смысл этих слов, и тогда будет понятен и ответ на Ваш вопрос. С нами Бог — не потому что мы русские. А потому мы русские, и только тогда подлинно русские, когда с нами Бог. Речь идёт о чистоте и неповреждённости христианской веры. В каждом человеке и в каждом народе истинно только то, что принадлежит Всечеловеку Христу. И только так в нём раскрывается то единственное и неповторимое, которое он получил от Бога.

Возникает вопрос, почему силы зла нацелены прежде всего на Россию? В 1871 году великий Оптинский старец — преподобный Амвросий — дал своё истолкование одного знаменательного эсхатологического сновидения. Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия с семью малоазийскими церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. Четыре страны — Рим, Троя, Египет и Россия — символизируют эту Церковь.

После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия; после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения Заповедей Божиих, и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова». Русские сами по себе не лучше других народов. Более того, напомним еще одну известную мысль, не раз высказанную Ф.М. Достоевским, горячо любившим Россию: «Русский человек без Христа и без православия — дрянь». Все наше будущее и будущее мира связано только с одним: как мы храним истину православия и живем по ней.

Какое участие можем мы принять в противостоянии тем либеральным ценностям, которые Запад хочет утвердить всюду в мире, сражаясь с Россией на территории Украины?

То, что происходит сегодня на Украине, — не просто анти-Россия, противостояние отравленного пропагандой ненависти к русским украинского народа, не просто геополитическая и экономическая война Америки и Запада против России, а духовная война. Смысл ее в том, чтобы уничтожить человека как духовно-нравственное явление, утвердив повсюду свободу от заповедей Божиих и безумие Содома и Гоморры под защитой государственного закона, а Православие превратить во внешнюю видимость. Диаволу нужно только одно: лишить человека общения с Богом. И если мы хотим принять участие в сражении за Русь Святую, Господь даёт нам возможность сделать это чистотой нашей жизни, покаянием, постом и молитвой. Разумеется, не только государство, но и каждый из нас должен при этом в меру своих возможностей содействовать освобождению нашей культуры от пропагандистов либеральных ценностей, многие из которых, не выдерживая нынешней атмосферы, уже бегут из нашей страны. Среди торжествующей лжи каждый христианин должен быть свидетелем истины и правды Христовой. С какой-то новой, исключительной силой обращены сегодня к каждому из нас известные слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Отец Александр, как Вы относитесь к письму за подписями некоторых священников о прекращении специальной военной операции на Украине и их призывах к миру?

А где были эти священники, когда в течение последних тридцати лет на их глазах происходило беспрецедентное ограбление России в так называемой приватизации с раздачей «ваучеров» в результате чего все богатство России перешло в руки небольшой горстки олигархов? Почему они молчали, когда был расстрел законно избранного Верховного Совета, который намеревался воспротивиться этому обману? Почему в течение восьми лет они не замечали каждодневных обстрелов и гибели мирного населения в Донбассе и не заметили того, что произошло 2 мая 2014 года в Одессе? Их гражданственности хватило только на защиту кощунниц, плясавших на амвоне Храма Христа Спасителя.

О примирении со злом, угрожающем на самом деле всему человечеству не может быть и речи. Подобная ложная добродетель, для которой все относительно — так что уже нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, а есть только так называемая стабильность в душе человеческой и обществе, — не имеет никакого отношения к христианству. И пусть весь так называемый «цивилизованный» мир ради защиты этой «стабильности», ради утверждения греха Содома и Гоморры как нормы, ополчится против нас с отвержением и судом тех, кто еще не стыдится носить на своей груди крест, и с угрозами «мы заставим вас быть, как все» — мы не должны уступить врагу рода человеческого. Потому что из всякого компромисса со злом победителем, как известно, всегда выходит диавол. Помним мы эти слова апостола: «Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фесс. 5:3). «Мир, мир, — говорят они, — а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — свидетельствует пророк (Иез. 13:10—11). Преподобный Сергий Радонежский не благословил великого князя Димитрия на заключение мира с полчищами Мамая, а послал с ним двух воинов-монахов в сражение. Насколько серьёзней то, что сегодня происходит на Украине, за которой стоят объединённые силы Америки и Запада с его присутствующими не только в исторической памяти Наполеонами и Гитлерами!

Не всякий мир прекрасен — напоминает нам сегодня святая Церковь. Мы должны быть воинами Христовыми, носящими в одной руке Евангелие, а в другой меч, говорит священномученик Владимир Киевский. И сегодня кровь наших воинов — тех, кто сражается за наше Отечество и свободу жить по совести и правде, — освящается кровью христианских мучеников. Как сегодня сказанные звучат эти слова святого Царя-мученика Николая, обращенные к русскому воинству после насильственного отречения от престола, когда у власти уже находилось Временное правительство: «К вам, горячо любимые мною войска, обращаюсь с настоятельным призывом отстоять нашу родную землю от злого противника. Нынешняя небывалая война должна быть доведена до полного поражения врагов. Кто думает теперь о мире и желает его, тот изменник своего Отечества — предатель его. Защищайте нашу великую Россию изо всех сил. Слушайте ваших начальников. Всякое ослабление порядка службы (дисциплины) только на руку врагу. Да благословит вас Господь Бог».

К несчастью, и среди христиан имеет всё большее распространение этот отказ видеть и анализировать события апокалиптического масштаба, быть терпимыми ко всему и тем самым не препятствовать приходу самого худшего. Такой мир не имеет ничего общего с подобной терпимостью. Все знают слова святителя Филарета Московского: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Это то, что касается судеб народов и Церкви. Важно понять, что речь сейчас идет не только о противостоянии коллективной анти-России, но прежде всего о противостоянии коллективному антихристу.

Что Вы думаете о сегодняшней церковной ситуации на Украине?

Где нет истинного учения, там не может быть соединения со Христом. Вот почему идёт не престающая война диавола с Церковью Христовой от начала Пришествия Христа в мир. Она продолжается, и будет длиться до скончания века, до Второго Пришествия Христова. И одно из главных средств диавола в войне против Церкви — добиться ее разделения. Мы знаем, что врагу рода человеческого попущено было совершить разделение между Восточной и Западной Церковью. А Западная Церковь в свою очередь разделилась на католическую и протестантскую с бесконечным последующим дроблением внутри протестантизма. Теперь враг идет еще дальше: он добивается раскола внутри Православной Церкви. Мы знаем о так называемой ПЦУ (Православной Церкви Украины), где в ложном единстве собраны для совершения таинств запрещённые в служении или даже нелегитимно рукоположенные епископы и священники. Судя по поддержке их иными Поместными православными Церквями, можно сказать, что метастазы смертельной болезни распространяются по всему Телу Церкви. А сегодня в связи с военными действиями на Украине там раздаются голоса о необходимости отделения Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от своей Матери-Церкви.

Как тут не вспомнить слова святого пророка Даниила, что антихрист уничтожит Евхаристию в конце времен, что за беззакония только внешне принадлежащих Церкви людей дана ему будет сила против великой святыни. Интересно, что для этой цели, согласно пророчеству, будет использована и военная сила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31).

Святой мученик Ипполит, как свидетельствует блаженный Иероним, описывая последние времена, говорит, что храмы Божии будут в предельном запустении, потому что не будет в них приноситься бескровная жертва. Нигде не будет Тела и Крови Христовых на земле, Евхаристия прекратится, и за это наступит конец мира, и он будет судим. Но пока совершается литургия, пока приносится в жертву Агнец Божий на престолах Божиих, этого не произойдёт. Не грозным ли предупреждением об этих временах для нас было недавнее повсеместное закрытие храмов из-за боязни заражения новым вирусом?

Знаем ли мы цену сокровища, которое находится на престолах наших храмов? Сознаём ли, какой ценой оно обретено, и с каким благоговением и страхом мы должны мыслить и жить, чтобы сподобиться соединения со Христом Богом?

Какие времена наступили! Какой разгул зла и нечестия во всем мире! Какая небывалая истерия, охватившая всю землю, была недавно вокруг эпидемии ковида! И нынешняя война с Россией, которая реально может перейти в последнюю мировую войну. Сколько гибнет людей! Вспоминаются известные слова поэта-фронтовика: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Может быть, не стоило России так рисковать, и приносить для достижения пусть и благих целей столь великую жертву? Но мне вот один священник сказал: «Надо смотреть глубже и дальше. Мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». А недавно я услышала, как какой-то почитаемый всеми афонский монах сказал, что Россия, даже если она этого еще не сознаёт, ведет специальную военную операцию, чтобы замедлить приход «человека беззакония», антихриста. Чтобы как можно больше людей могли покаяться и спастись. Наступил такой предел беззакония, что Господь Промыслом Своим решает остановить его таким способом. Потому что внешние потрясения и беды — только отражение того, что происходит в духовных глубинах.

Мы знаем, что смертью Христовой диавол уже побеждён — человекоубийца от начала, он лишён силы, которую имеет только там, где царствует грех и смерть. Где нет греха и смерти, он бессилен. Но там, где грех, диавол доныне терроризирует весь род человеческий страхом смерти и через всю жизнь держит всех в рабстве и подчинении. Он ищет на земле таких слуг, которые могли бы осуществлять свою власть и контроль над людьми через грех и страх смерти.

Проповедь ложной радости греха и того, что в Священном Писании названо «мерзостью пред Богом», греха Содома — не просто дозволяется на Западе и в Америке государством, а находится под жесточайшей защитой закона. Но за этим тотчас следуют горе и ужас, и смерть, и власть тьмы — это есть антиблаговест, уготовляющий приход антихриста. Не только через телевидение, интернет и другие средства массовой информации идёт сатанинское зловестие, а просто через людей — через общение отравленных ложью людей, образующих всё новые дурные сообщества, которые всюду развращают добрые нравы. Диаволу надо, чтобы под знаменем этой свободы от заповедей Божиих встали все люди без исключения. Это страшнее любой эпидемии и любой, даже атомной войны. Потому что человек создан для жизни вечной.

Слушая Ваши рассуждения о духовном аспекте специальной военной операции на Украине, можно подумать, что Вы призываете идти войной против тех людей и даже народов, которые ведут безнравственную жизнь. А обращать к истинной вере можно с помощью силы, не исключая, видимо, и военную.

Конечно, всё можно предельно извратить. Например, слова Христа: «Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить» представить как призыв к убийству или самоубийству (поскольку по христианской логике душа больше тела) тех, кто может повредить душе. Бог бесконечно мудрее и добрее, и сильнее человека. Логику Божию нельзя превратить в механистически формальную. Когда мы говорим: «Бог силен злое обратить в доброе» мы имеем в виду не только то, что, не обладая ни силой, ни мудростью, ни благостью Божией, мы никогда не должны творить злое, поскольку из этого всегда выходит только еще больше зла, а молитвой, покаянием и послушанием Богу и законной власти, когда она не противоречит христианской совести, познавать волю Божию, и по мере наших сил быть соработниками Его.

Неужели Вам не жалко разрушенных домов, женщин, детей, стариков, вынужденных бежать из своей страны? Неужели, по крайней мере, нельзя сделать так, чтобы это все быстрее закончилось?

Война — это всегда страшно. Но Россия не ведёт ее, как страны НАТО, когда они бомбили Сербию и уничтожали монастыри Косово снарядами, на которых было написано «Счастливой Пасхи!» А по примеру их, украинские нацисты наносят надпись на снаряды, которыми они обстреливают сейчас Донбасс: «Лучшее — детям». Или как американцы, которые во время Второй мировой войны сравняли Дрезден с землей, когда в этом не было никакой военной необходимости. И которые уничтожили Хиросиму и Нагасаки с миллионами людей атомными бомбардировками. С риском для себя Россия ведёт эту военную операцию, как выразился один зарубежный публицист, «как бы на цыпочках», стараясь избежать, насколько это возможно, гибели мирных людей, попавших в заложники к узурпаторам власти в своей стране.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России


www.38i.ru